Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Особое
значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет
опыт учреждений внешкольного образования детей, особенностью которых
является свободное творческое развитие личности ребенка на основе
свободы выбора занятия. Педагогов внешкольного образования и родителей
объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы
доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Взаимодействие осуществляется через:
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей (досуговые , экскурсионные, концертные и др.);
систему психолого-педагогического воздействия на родителей через «Родительский всеобуч» ;
традиционные юбилейные встречи детских коллективов и родителей;
дни открытых дверей.
Данные методические рекомендации
помогут педагогам внешкольного образования в проведении родительских
собраний, индивидуальной работе с родителями.
Педагоги
внешкольного образования не могут решить все возникающие задачи без
активной и грамотной помощи родителей воспитанников. Большинство
родителей проявляют живой интерес к школьной и внешкольной жизни своих
детей, но в то же время многие еще не осознают возможность правильной
организации режима в учёбе и отдыхе детей.
Правильная
ориентация родителей в вопросах развития способностей и увлечений своих
детей - задача педагога внешкольного образования. Формы работы могут
быть разными: индивидуальные беседы, открытое занятие, тематические и
персональные выставки, семейные конкурсы , соревнования и т.д.
Родительские
собрания — наиболее распространенная и эффективная форма работы с
родителями, связи педагога с семьями кружковцев, это школа воспитания
родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский
актив.
В подготовке и проведении родительских собраний, открытых занятий надо учесть следующие моменты: 1. За
2-3 недели до собрания или открытого занятия объявить родителям
воспитанников . Такой срок позволит родителям спланировать своё время в
день проведения собрания или занятия и создаст психологический настрой
на посещение.
2. К проведению собрания, занятия,
творческого дела, привлечь работников Центра - администрацию,
психолога, родительский актив объединения, детей. К собранию можно
приготовить выставку работ кружковцев, рефераты, газеты, летописи
объединений, грамоты, дипломы, класс-концерты, выставку педагогической
литературы по воспитанию детей, в семье.
3. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление
педагога перед родителями обязательно должно начинаться с рассказа о
положительных фактах в жизни Центра, объединения, включать реальные
предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их
индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном
самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку
на сотрудничество с педагогами . Содержать анализ трудностей в
материально-техническом оснащении Центра и в частности данного кружка. Задача
педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к
общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда
родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
4. В подготовке и проведении встреч с родителями помогает анкетирование. Вот пример анкеты:
какие вопросы воспитания детей Вас волнуют?
информация каких специалистов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей вам необходима?
нужна ли помощь педагогов , и какая?
Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи Центра, педагогическая и методическая литература.
5. Более тесный контакт между родителями кружковцев и педагогом
достигается в индивидуальной беседе. Она позволяет лучше узнать
особенности и привычки ребенка, помогает дифференцировать методы
обучения и общения детей. Поэтому в работе с родителями следует
использовать эту форму.
6. На собрании, при
индивидуальных встречах педагог должен познакомить с
санитарно-гигиеническим и режимными требованиями для посещения занятий
кружка. С методами обучения специальным навыкам по направлениям
деятельности, о знаниях и контроле над ними. 7. По
ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое
доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог
должны отчитываться о выполнении решений.
8. На
родительских собраниях следует благодарить родителей, за оказание помощи
Центру, вашему объединению, и воспитание детей. Это могут быть: устная
благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету, и т.д. Конечно
же, выстроить сотрудничество с родителями может только педагог,
обладающий достаточной информацией о социальном статусе воспитанника и о
положении ребенка в семье. Поэтому, начиная работу в детском
коллективе, необходимо осторожно, индивидуально с каждым ребенком
провести разговор о его семье, зафиксировать необходимую информацию.
Возможно, определить воспитательный потенциал и возможности родителей.
Работая
с родителями, помните, что они - тоже воспитатели. Они имеют право не
собственное педагогическое творчество. Важна со стороны педагога
установка на радушие, на опережающую благодарность: «Вы обратились ко
мне за советом, спасибо Вам за доверие»