Каждая мама хочет, чтоб ее ребенок был уникальным и
талантливым. Но в вопросе раннего развития малышей мнения разделяются:
одни считают, что ребенка нужно отдавать в школу раннего развития,
другие - категорически против, мотивируя тем, что так мы лишаем ребенка
детства. Я согласна с первыми, объясню почему.
В возрасте
до трех лет все действия ребенка направлены на познание окружающего
мира. Он впитывает любую информацию как губка, не прикладывая к этому
особых усилий. Родителям нужно всего на всего создать условия быстрого
развития. Ни в коем случае не мешать выполнять что-то самостоятельно,
постоянно объясняя и показывая, для чего служит каждый предмет. Чем
больше зрительных, слуховых и тактильных ощущений, тем быстрее в мозгу у
ребенка устанавливаются новые связи, прорисовываются новые образы.
Изучив множество методик раннего развития, я остановилась на двух, которые проверенны временем и опытом множества людей. Это разработка врача нейрохирурга Глена Домана, который создал систему
реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. В
основе системы лежал принцип стимулирования непораженных болезнью
участков головного мозга. Для того, чтобы дети начали фиксировать взгляд
и обратили внимание, врач начал показывать им обыкновенные карточки с
нарисованными красными точками от 0 до 10. Таким образом, малыши
усваивали количество. Через некоторое время Доман решил дополнить
карточки, показывая картинки и слова. После месяцев упорной работы у
врача появились первые серьезные результаты работы: дети начинали
двигаться и говорить. Более того, многие из тех, кого ранее считали
умственно отсталыми, не только догоняли по интеллектуальному развитию,
но и уходили далеко вперед.
По этой методике ребенок усваивает
большой объем информации с огромным интересом и совершенно не
переутомляется. Глен Доман рекомендует показывать детям карточки по 5
штук, задерживаясь на картинке не более 1-2 секунд. Карточки могут быть
любого содержания: животные, предметы обихода, числа в количественном
виде (на картинке должно быть нарисовано, например, три одинаковых
предмета). Каждую карточку нужно озвучивать громко и четко. По этой
методике с малышами можно заниматься уже с 6 месяцев. Она развивает не
только зрительную память, но и увеличивает объем внимания.
Вторая методика разработана итальянским педагогом Марией Монтессори. В
основе нее лежит представление о ребенке, который в состоянии сделать
все сам. Ему не стоит мешать, а только по мере необходимости помогать.
Педагог обратила внимание на некоторые закономерности развития детей. У
ребенка в каждом его возрасте есть периоды, когда он легко и просто
обучается определенным вещам. Так, в возрасте от 0 до 6 лет – дети очень
чувствительны к изучению языков, а с 2,5 до 6 лет у малыша закрепляются
основные социальные навыки. Мария Монтессори призывает не ускорять
развитие детей, а дать все, что им необходимо, в каждый определенный
период развития. Только так, по ее мнению, развитие может быть
гармоничным.
Согласно методике, первое, на что должны обратить
внимание родители, – это детский интерес, а второе – индивидуальность.
Нет никакой четко разработанной программы. Малыш сам должен выбирать, во
что он сейчас будет играть. Как правило, интерес связан с возможностью
ребенка. Дидактический материал разработан таким образом, чтобы дать
малышу все, в чем он на данный момент испытывает потребность. Например,
лучшими играми для годовалых малышей будут шнуровки, а для двухлетних –
геометрические фигуры и так далее.
Для своего малыша я решила
соединить некоторые принципы каждой из методик и создать школу раннего
развития у себя дома. На мой взгляд, еще один важный момент –
максимально использовать природные материалы. Надеюсь, мой опыт вам
пригодится.
Итак, осенью я собрала крупные каштаны и желуди,
купила деревянные шарики-массажеры из можжевельника, мягкие кубики из
ткани с буквами и картинками, пирамидку с колечками разных цветов. Чуть
позже купила развивающий набор геометрических фигур, тоже из дерева и
разных цветов (фигуры вставлены в соответствующие отверстия). Карточки
для обучения по Доману изготовила так. Напечатала фотографии животных и
птиц (штук 20, картинки скачала с Интернета и на каждой написала
крупными буквами название изображения). Фотографии наклеила на плотный
картон соответствующего размера с двух сторон и вложила в маленькие
пакетики, чтоб ребенок не погрыз. Еще купила резиновый мячик с шипами –
прекрасный массажер для детских ручек и колокольчик для музыкальных
занятий.
Каштанами мы начали играть с 8-ми месяцев, пересыпая и
перекладывая с ведерка в ведерко. Каштаны и желуди считаю более
предпочтительным материалом для игр, чем пуговицы, фасоль и другие
крупы, так как первое, что делает ребенок в этом возрасте – это пробует
все ртом. И не страшно, что он проглотит предмет. С
9-ти месяцев мы начали заниматься по картинкам. Показывала картинку,
проговаривая какая зверюшка или птичка нарисована и как она говорит
(например: «это собачка, она говорит гав-гав»). Тоже самое делали по
кубикам. Кубики вообще универсальное развивающее средство, особенно
мягкие. Можно строить пирамидки, изучать предметы по картинкам, учить
буквы и цвета, и при этом не бояться, что ребенок ударится о твердый
предмет.
С года мы начали изучать цвета по колечкам пирамидки,
одновременно пытаясь собирать пирамиду. Для ребенка это всё игра и
совсем не утомляет, а развивается намного быстрее сверстников, с
которыми не занимаются. Проверено на собственном опыте. Для
музыкальных занятий мы использовали колокольчик и деревянную дудочку.
Колокольчик дает ребенку понимание громкого и тихого звука. Мы начали с
ним играть где-то с 1 года. Затем перешки к дудочке. Стоило 1-2 раза
показать малышу как дуть в дудочку и он сразу освоил музыкальный
инструмент.
С полутора лет малыш начал изучать геометрические
фигуры по развивающему набору. Очень оказалось полезным, что они разных
цветов, так как цвета ребенок уже знал. Названия фигур проговаривала,
обязательно делая акцент на цвет фигуры. Кстати, геометрические фигуры
можно сделать и самим из цветного картона, наклеив его на более плотный
гофрированный картон (от картонных коробок). Параллельно мы начали
изучать буквы по кубикам: сначала гласные, затем П, М, Б, В, Г, Д.
Причем буквы называла привычными для малыша словами: П – папа, М – мама,
Б – баба и т.д. Результат получили почти мгновенно. В год и 8 месяцев
малыш знал основные цвета и фигуры, почти весь алфавит и читал основные
слова (МАМА, ПАПА, БАБА).
Следующей будем осваивать методику чтения по Зайцеву. Но об этом в другой статье.
Помогайте своим детям познавать этот мир, поддерживайте их стремление к познанию и творчеству! Удачи Вам в обучении!