Динамика формирования навыков и привычек от года до трех лет
+ 15 8032013-11-09 17:00:49
Было бы неправильным считать, что все навыки малыш
осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими
одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед
едой... И все же существует условно выделенная последовательность,
которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности.
Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка.
Знания — обобщенный опыт, отражающий
объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав
под дождь, открывает для себя свойство воды — делать предметы влажными.
Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную
реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной
ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, — это
наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют
ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его
обучает взрослый.
Навык — автоматизированный компонент
сознательного действия, возникающий в результате многократного
повторения. Другими словами, навык не сразу становится
автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Умение — способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык —
это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение
же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в
которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым
платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это
навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при
необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.
Привычка — сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в
определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без
чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может
поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само
действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие
духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к
окружающему).
Привычки складываются на основе культурных
традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка
культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение
взрослого — он пример для подражания.
Приобретение начальной
культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от
первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые
трансформируются в умения и привычки.
Как формируется навык
Зная, что навык — это полуавтоматизированное, а
затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин
"автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм.
Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как
поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более
содержательных закономерностей окружающего мира. Значит,
автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая
ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие
навыки только начинают формироваться в раннем детстве.
Стадии формирования навыков
Складывается общее понимание направленности действий взрослого.
Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной
основе в результате показов и пояснений.
У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его
выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы
демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая
возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его
действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может
исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных
действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше
времени для познания содержательной стороны окружающего мира.
Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и
надевать колечко на палочку — это действие уже автоматизировано. Теперь
он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая
величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою
пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку
невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: "Это я сам!" Так
автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.
Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить
образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже
сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша
соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и
следить за точностью их выполнения.
Последовательность и закономерность приобретения навыков
Было бы неправильным считать, что все навыки малыш
осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими
одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед
едой... И все же существует условно выделенная последовательность,
которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности.
Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка.
Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум — двум
с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора
годам.
Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:
формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни
малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки
самостоятельности);
формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.
Итак, второй год жизни — платформа общего развития
ребенка, идеальный период для начала формирования многих
автоматизированных действий, навыков и привычек.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи,
умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры
поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и
детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная
самостоятельность).
На втором году жизни отношения малыша с
окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих
навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые
перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие
любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает
их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся
привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные
знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для
маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего
детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь
сделать его ярким и интересным.
Нарушение существующих условий
жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи —
может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению
сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии
ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для
ребенка второго года жизни.
Возраст
Навык освоения
Проявления навыка
1 год 3 месяца
Самостоятельно ест густую пищу ложкой
Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости
1 год 6 месяцев
Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда
Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке
1 год 9 месяцев
Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого
Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого
Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность;
поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает
последовательности действий
Формирование культурно-гигиенических навыков
Для
ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические
процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам
начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица
и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка,
небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта,
зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для
тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
мыть ноги перед сном.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует
проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать
неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится
самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без
присмотра.
Приступая к гигиенической процедуре, заранее
продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими
свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не
отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить
кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце.
Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной
комнаты.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за
нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического
душа;
положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно,
следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска
мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем
должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить
его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть
устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми
зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен
соответствовать его руке.
Предметы личной гигиены ребенка
должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года
ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в
определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на
ткани, аппликация, вышивка и т. п.).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Материал: www.rosman.ru Любовь Николаевна Павлова "Практическая энциклопедия раннего развития"