Здравствуйте! Сыну 8 лет, живем без папы. Часто плачет и расстраивается по любому поводу, объясняю что не с первого раза все может получиться, не пробует, бросает. На детских площадках прям в слезы, при малейшем проигрывании, даже с друзьями, думала пройдёт, но нет. В школе психолог сказала это возможно из-за того, что родился в 7 месяцев (ссылаясь на кислородное голодание ) невролог проблем не видит. Ребёнок когда нервничает (когда делает уроки или отвечает в классе ( в первом ) ребёнка не разу не ударила, в угол не ставлю, не кричу, если повышу тон, сразу в слезы. Что делать в таком случае? Как мне объяснить или помочь сыну? Дальше второй класс, на площадках новые знакомства. Чего ему не хватает, о чем он боится мне сказать и как помочь? Заранее спасибо.
Здравствуйте, Крис! Из тех сведений, которые Вы предоставили, можно предположить, что у ребенка есть личностная особенность, состоящая в легком возникновении состояния тревоги. Она может проявляться как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги может повышаться в ситуациях необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям, или в ситуациях неопределенности. Такая острая тревога ведет к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению. Ситуации, которые другие люди воспринимают как рядовые, при высокой тревожности вызывает стресс. Боясь ошибиться, тревожный человек постоянно контролирует себя, у него много опасений, страхов. Это называют психастеническим складом личности, психастенической акцентуацией или тревожно-мнительным характером.
У ребенка с такими особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет его заранее отказываться от деятельности, которая кажется ему слишком трудной. У него затруднено принятие решений, так как он боится неблагоприятных последствий принятых решений. Могут быть трудности в общении. Могут присутствовать навязчивости (мысли, действия, страхи). Длительное состояние тревоги ослабляет его нервную систему. Повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушаются внимание и память. Появляются плаксивость, раздражительность, капризность. Особенно заметны эти проявления к концу учебного года или при переутомлении, нарушении режима жизни. Если все перечисленное похоже на поведение Вашего ребенка, то можно считать, что у него есть описанная особенность. Но все же лучше уточнить это на очной консультации с психологом и убедиться, что это так (или не так).
Такому ребенку полезно помочь найти такую деятельность, в которой он сможет самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Важно дозировать его нагрузки и строго держать режим дня. В занятиях нужно делать дополнительные перерывы. Оберегать от сильных впечатлений (фильмы, видео, ситуации и т.п.). Полезно знать простейшие приемы релаксации и делать ее ребенку. При сильной усталости можно сделать дополнительный выходной день среди учебной недели. Удачи Вам!